Череповецкая Фиваида

Древние монастыри череповецкого края

(Продолжение. Начало в «ГЧ» № 35, 36, 37)

«Череповецкая Фиваида» - одна из многочисленных книг Михаила Мальцева. Архивные исследования автора содержат исторические описания храмов и монастырей, располагавшихся на территории современных Череповецкого, Кадуйского и Шекснинского районов

В 1829 ГОДУ (по другим источникам - в 1819 году) начинается эпопея по строительству нового городского каменного храма. К этому времени древняя дере­вянная Благовещенская церковь обветшала, и прихожанами было исходатайствовало разрешение на постройку каменной церкви.

Новый храм был освящен в 1861 году (15 октября), что по удивительному стечению обстоятельств совпало с двумя важными событиями как в истории России (отмена крепостного права), так и в истории города (избрание город­ским головой И. А. Милютина). Создание величественной пятиглавой крестово-купольной Благовещенской церкви во многом определило неповторимый коло­рит провинциального Череповца. Центральной улицей его был Воскресенский проспект, который с двух его концов как бы ограждался от треволнений мира величествен­ными пятиглавыми каменными церквями (Воскресенским собором с юга и Благовещенской церковью с севера). Иконостасы и иконы для интерьера Благовещенской церкви сделал известный череповецкий иконописец и резчик А. Н. Леонов. Впоследствии на пожертвования городского головы И. А. Милютина и других череповецких купцов Благовещенская церковь была благолепно украшена, превратившись в один из наиболее красивых городских храмов.

Одновременно велось строительство еще одного каменного храма - Покровской церкви на Коржавском кладбище, 27 мая 1856 года состоялось его освящение. Помимо главного придела Покрова Божией Матери с южной стороны в ней устроили придел во имя преподобного Макария Унженского. Архитектура храма была выдержана в русском стиле, восьмигранный барабан увенчивался большим куполом. Около северной стены храма находились погребения рода городского головы И. А. Милютина.

Старую деревянную кладбищенскую Покровскую церковь переоборудовали под часовню (вторая в городе часовня), разобрав алтарь. Она сохранила свое храмовое посвящение в честь Покрова Божией Матери.

В 1866 году в Череповце появилась первая домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при городском тюремном замке. Она была устроена на пожертвования город­ского головы Ивана Андреевича Милютина и его брата Василия.

На протяжении последующих тридцати лет велась интенсивная достройка, перестройка и благоукрашение существующих церквей. Указанный период связан со строительством трех каменных часовен.

 

 

 

 

В 1866 году рядом с ветхой деревянной Источнической часовней на правом берегу реки Ягорбы была построена каменная, освященная также во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Завершал здание восьмигранный шатер, увенчанный барабаном и главкой с перехватом, крытым железом. Впоследствии (в конце XIX века) старинная деревянная часовня была разобрана, а над родником устроен краснокирпичный киворий, увенчанный главкой.

В 1874 году на Воскресенском проспекте возводится каменная часовня во имя преподобного Филиппа Ирапского. Строилась она как подворье Филиппо-Ирапской пустыни на деньги монастыря. Часовня относилась к лучшим образцам каменного зодчества города. В ее облик гармонично вписывались элементы декора: закомары с килевидными архивольтами, городчатый карниз, крыльцо на столбах-кубышках. В начале XX века на восточном и южном фасадах часовни появились живописные, на холстах, изображения преподобных Филиппа, Кирилла Новрезерского, Корнилия Комельского.

А в 1881 году было начато строительство каменной часовни Похвалы Божией Матери Леушинского монастыря, впоследствии получившей новое посвящение в честь иконы «Достойно есть».

Таким образом, к 1881 году в целом сформировался новый облик города. В Череповце имелось шесть каменных церквей (четыре приходских, одна кладбищенская и одна домовая церковь при тюремном замке) и пять часовен (три каменные и две деревянные).

Следующий этап церковного строительства был связан, главным образом, с именем игуменьи Леушинского монастыря Таисии (Солоповой), прибывшей в Череповецкий край в 1881 году. Она приобретает за 600 рублей участок земли в Череповце и устраивает на нем деревянный дом с каменной подле него часовней Похвалы Божией Матери. В то же время она заказывает в Афонском Пантелеимоновском монастыре икону Божией Матери «Достойно есть» для новой часовни. Указанная икона была доставлена в Череповец летом 1883 года на пароходе в сопровождении клиросных сестер Леушинской обители, что стало крупным городским праздником. Один из богомольцев, встречавших святыню, сказал: «Как на Афон пришла Владычица на корабле морем, так и к нам подходит на пароходе!» На пристани икона была торжественно встречена духовенством и верующими и сестрами перенесена в Воскресенский собор. На другой день после литургии святая икона крестным ходом в сопровождении множества череповецких граждан была перенесена из собора в часовню подворья Леушинского монастыря. А сама часовня была освящена настоятелем Воскресенского собора Космой Соловьевым в честь новописанного образа Богородицы «Достойно есть».

В 1894 году игуменья Таисия вместо часовни построила деревянную на каменном фундаменте церковь, освященную в честь Сретения Господня (седь­мой городской храм). В 1904 году возвела часовню во имя Николай Чудотворца (покровителя путешествующих) на городском железнодорожном вокзале. Вы­строена та была в русском стиле. Интересно, что до недавнего времени она оставалась единственной привокзальной часовней в России.

В 1897 ГОДУ началось устройство при реальном училище первой в городе домовой церкви. Освящена она была в 1898 году во имя святого благоверного князя Александра Невского. Мысль об устроении храма принадлежала И. А. Милютину, и построен он был по благословению архиепи­скопа Новгородского и Старорусского Феогноста на народные пожертвования в память импе­ратора Александра III. По смете Череповецкого земства на 1898 год на постройку домовой церкви было выдано единовременное пособие в размере 300 рублей.

28 ноября 1904 года состоялось освящение домовой церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Мариинской женской гимназии.

Одним из инициаторов строительства храма опять же выступил И. А. Милютин. В 1901 году он предложил использовать на храм деньги, предназначенные для празднования своего юбилея — 40-летия служения на по­сту городского головы. Иван Андреевич писал: «Считаю долгом предложить жертвователям подписную юбилейную сумму обратить на гимназическую церковь. Попечитель ввиду этого сверх нужной ссуды даст для здания безвозвратное пособие... Церковь будет живым памятником». Заботы о построении храма взял на себя председатель попечи­тельского совета Мариинской гимназии Александр Иванович Афанасьев. Весь иконостас, стенная живопись и церковная утварь были выполнены под его попечением. Материал для постройки храма был пожертвован вологодским каменщиком Постниковым.

Празднование в 1913 году 309-летия царствования Дома Романовых привело игуменью Таисию к мысли устроить на станции Череповец храм во имя Николая Чудотворца - небесного покровителя государя императора Николая II. Нашлись благодетели, которые помогли построить просторный деревянный храм недалеко от железнодорожного вокзала. Император Николай II лично пожертвовал ценные хоругви. А игуменья Таисия сшила облачение для духовенства с инициалами «НII» в память празднуемого юбилея. Освящение храма состоялось 18 октября 1914 года - на день ангела Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Совершал чин освящения архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий).

Наступившая вскоре эпоха гонений на веру надолго (почти на 80 лет) прервала храмовое строительство в Череповце.

Справедливости ради следует сказать, что верующими и после 1917 года предпринимались попытки возведения молитвенных зданий. В частности, в 1927 году горожане хотели построить храм на новом городском кладбище, но разрешения властей получить не смогли.

Михаил МАЛЬЦЕВ

Источник: Голос Череповца. - 2012. - 25 сентября (№ 38) - С.18.