Годовиков Алексей Николаевич

2017-02-07

В Череповце, в сквере близ Воскресенского собора, стоит скромный обелиск из черного мрамора, на котором высечены слова: «Герой Советского Союза Алексей Николаевич Годовиков. Погиб смертью храбрых 7 февраля 1942 года».

Родился Алексей Годовиков 19 января 1914 года в Москве в семье известного летчика Николая Николаевича Годовикова. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Был учеником, а затем слесарем на заводе «Авиахим-1». В 1932 году окончил планерную школу, был инструктором-планеристом заводского аэроклуба. В РККА с 1936 года. Поступил в танковое училище.

В 1937 году старший бортмеханик Николай Николаевич Годовиков погиб при первом пассажирском беспосадочном перелете по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка.

Алексей Годовиков очень тяжело пережил гибель отца и в сентябре 1937 года подал рапорт с просьбой направить его в летное училище. В ноябре этого же года он был зачислен курсантом Качинской Краснознаменной военно-авиационной школы пилотов, которую в феврале 1939 года окончил с отличием.

В первые дни Великой Отечественной войны истребительный полк, в котором служил военный комиссар эскадрильи политрук Годовиков, был переброшен на защиту г. Ленинграда.

Бои шли не только на подступах к Ленинграду, но и над территорией Вологодской области. С августа по ноябрь только в пределах Вологодской области на Северную железную дорогу было совершено свыше 300 налетов и сброшено около 1500 фугасных бомб крупного калибра.

На счету А.Н. Годовикова были десятки боевых вылетов. Товарищи уважали его за смелость и дерзость в бою.

Первую победу в вологодском небе Алексей Николаевич Годовиков одержал накануне Нового, 1942 года. Уже на пятой минуте полета он увидел крадущегося к железнодорожному полотну бомбардировщика, который намеривался сбросить свой смертоносный груз на движущийся поезд. Выжимая из своего «мига» всю возможную скорость, Годовиков настиг «юнкерса» и несколькими прицельными очередями вогнал его в болото в районе между Судой и Кадуем.

В конце января 1942 года на центральной площади Вологды появился обгоревший самолет с крестами и свастикой на крыльях. Рядом надпись: «Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88» сбит политруком А.Н. Годовиковым в районе станции Суда Северной железной дороги».

7 февраля того же года по сигналу «воздух» А.Н. Годовиков снова побежал к своему самолету и через несколько минут взмыл в воздух. Это был его 170-й боевой вылет. «Юнкерс» держал курс на Тихвин. Советский пилот пошел на сближение и на высоте семи тысяч метров завязал бой. Враг попался, очевидно, из опытных. Годовиков израсходовал весь боекомплект, а сбить немецкого аса не удалось. Политрук решил идти на таран. От сильного удара в хвост Ju-88 сразу развалился и упал недалеко от станции Заборье. Но во время тарана и у самолета Годовикова обрезало фюзеляж. Бронированная машина спиралью пошла вниз. Алексей Николаевич, видимо, с парашютом выпрыгнуть не мог.

Через три дня друзья похоронили политрука в Череповце. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года Алексею Николаевичу Годовикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Литература:

  1. Вологжане – Герои Советского Союза / Г. Акиньхов, Г. Александров, А. Алешин и [др.]. – Вологда, 1970. – С. 97-99;
  2. Герои Вологодчины: полные Георгиевские кавалеры, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Российской Федерации: [энциклопедический словарь биографий: 70-летию Великой Победы посвящается] / редкол.: О. А. Кувшинников (пред.) [и др.]. - Вологда, 2015 – С. 64-65;
  3. Череповец и война: 60-летию Победы посвящается : 1945-2005 / авт.-сост.: В. И. Михеев, В. Н. Адрианов; ред.: И. А. Остренко, А. А. Савин. - Череповец, 2005. – С. 58-59.

Фото с сайта: booksite.ru