620 лет со дня основания Кирилло-Белозерского монастыря

2017-03-09

Датой основания Кирилло-Белозерского монастыря считается 1397 год, когда на берег Сиверского озера пришли из московского Симонова монастыря два монаха – Кирилл и Ферапонт.

Эта обитель – один из десятков монастырей, основанных в 14-15 веках на Севере России выходцами из центральных областей.

Кирилл избрал место на склоне небольшого крутого холма над берегом Сиверского озера. Здесь до сих пор сохраняются местные реликвии: маленькая часовня, срубленная, по преданию, самим Кириллом, и сень над крестом, водруженным монахами на месте его первой кельи. Однако вскоре монастырь был перенесен на соседний, более низкий, холм.

Территория основного монастыря (Большого, или Успенского) окончательно сформировалась в 16 веке, когда были возведены каменные стены.

Рядом с Большим монастырем (к середине 16 века), на месте первого появления Кирилла, сложился Малый, Ивановский, но самостоятельных функций он не приобрел.

В начале 17 века к обоим монастырям была пристроена треугольная крепость, получившая название Острога. Построили ее в связи с появлением в округе литовских отрядов.

Окончательно сформировалась территория монастыря при сооружении крепости – Нового города. Это произошло во второй половине 17 века. Но оба монастыря и Острог продолжали существовать в собственных стенах внутри большой новой ограды. Впоследствии обветшалые старые башни и стены были почти все разобраны.

Обитель возникла на территории, которая в 11 веке принадлежала ростовским князьям. В церковном отношении Кирилло-Белозерский монастырь подчинялся ростовскому архиепископу. Однако с самого своего основания монастырь был связан и с Москвой, которая постепенно прибирала ростовские земли. Из Москвы вышли основатели обители и первые монахи.

Известно, что Кирилл был знатного рода, находился в родственных отношениях с Тимофеем Вельяминовым, окольничим Дмитрия Донского. Кирилл переписывался с сыновьями Донского. Московские князья делали богатые вклады в монастырь.

Не прервалась связь обители с Москвой и после смерти Кирилла. В 1462 году Василий Темный прислал сюда известного «ритора» Пахомия Логофета для составления жития преподобного Кирилла.

При Иване 3-ем белозерский край перешел к Москве. Василий 3-ий молился в монастыре о даровании престолонаследника. Иван Грозный держал здесь для себя келью и жертвовал огромные средства. Русские цари не обходили вниманием монастырь и в 17 веке.

Богатая обитель тратила большие средства на строительство церквей и хозяйственных построек, украшала церкви живописью, приобретала книги для монастырской библиотеки. Постепенно здесь скапливались огромные материальные и художественные ценности.

Древнейший памятник живописи – икона «Богоматерь Одигитрия» - датируется концом 15 века. Это выдающееся явление ранней московской живописи.

Икону Кирилла Белозерского написал, согласно преданию, в1424 году Дионисий Глушицкий – вологодский монах и художник. Это произведение имеет признаки индивидуальной портретной характеристики. Для иконы Кирилла белозерский иконник Никита Ермолов в 1614 году устроил резной киот. На створках его в числе ряда изображений есть сцена, где Дионисий Глушицкий пишет образ Кирилла Белозерского.

Наиболее ценным из ранних произведений является «Успение» начала 15 века. Версия, что автор шедевра – Дионисий Глушицкий, мало вероятна. Художником, скорее всего, был кто-то из русских мастеров, ориентирующийся на произведения поздней византийской живописи.

Собрание рукописных книг монастыря в 15-17 веках являлось одним из самых крупных на Руси. Сюда входили богослужебные книги, книги Священного писания, церковно-учительные произведения, списки летописей, переводы византийских хроник, исторические сочинения «Александрия» и «История иудейской войны» Иосифа Флавия, произведения оригинальной русской литературы, в том числе – старейшие списки «Задонщины» и «Хождения игумена Даниила», произведения русской публицистики и сочинения естественно-научного содержания.

В настоящее время Кирилло-Белозерский монастырь – один из самых интересных музеев-заповедников страны, где наша история предстает во всем очаровании русской старины.

(По материалам книги: Кочетков, И. А. Кирилло-Белозерский монастырь. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1979.)

Фото с сайта: www.cultinfo.ru