Выставка акварелей череповецкого художника Любови Борисовой в Шаламовском доме

2025-10-23

Выставка «Акварель. Традиции и новаторство» череповецкого художника Любови Борисовой открылась 3 октября в Шаламовском доме. В камерной обстановке этого старинного особняка, как призналась автор работ, она мечтала показать свои картины уже давно.

Любовь Борисова – представитель Череповецкого отделения Союза художников России. Живет и работает в городе металлургов, где окончила художественную школу. Занималась в Мастерской акварели под руководством Валентины Толстовой, в 2006 году с красным дипломом окончила художественно-графический факультет ЧГУ, в 2007-м получила специальность в области компьютерной графики и web-дизайна в ВоГТУ. С 2010 года состоит в Союзе художников России.

Любовь Борисова хорошо знакома любителям изобразительного искусства в своем родном Череповце, где она не только активно пишет, но и преподает в созданной ею в 2013 году Мастерской акварели.

Вологжане знают художника как постоянного участника проектов «Мир женщины» и «Цветная линия». Кроме того, Любовь Борисова дважды представляла свои работы в областной столице – в Центре ремесел и Вологодском кремле – вместе с коллегой по творческому цеху, художником Антоном Иоганном. «Акварель. Традиции и новаторство» стала первой персональной выставкой Любови Борисовой в Вологде. Здесь представлена 41 работа, написанная художником за последние пять лет.

«Для меня эта выставка – не итог, а скорее важная остановка в пути, возможность поделиться своими находками, тем, что мне интересно в данный момент, и, конечно, услышать мнение посетителей. Все эти работы – мои размышления, мое признание в любви к акварели. Неслучайно в названии соседствуют такие слова как “традиции” и “новаторство”. Это все нашло отражение в моем творческом пути. Традиции – дань той школе, где я училась чистоте цвета, виртуозности владения кистью и всем канонам техники. И за это благодарна своему педагогу Валентине Васильевне Толстовой. Но с другой стороны, сегодня невозможно не экспериментировать. Новаторство – это смелость, возможность выйти за рамки привычного сюжета и композиционных решений, поиск современных тем. Если цветочные натюрморты выписаны по классике, то в городском пейзаже я позволяю краске творить немного за меня, получаются порой неожиданные вариации. Новаторство проявляется в новых приемах, в необычных материалах, потому что сейчас акварель выходит на новый уровень. Сегодня еще очень важно уловить современные ритмы города», – рассказала Любовь Борисова.

Техника акварели воздушна, но в тоже время многогранна, в том числе и тематически. Это и доказывает своими работами Любовь Борисова. В экспозиции можно увидеть разноплановые работы. Конечно, лидирующее место в творчестве Любови занимает пейзаж. Она много путешествует, участвует в различных пленэрах, где в центре ее внимания оказываются то тихие городские уголки или старинные дома, то индустриальные истории – строительство моста или краны, как в одной из любимых работ автора «Череповецкие жирафы». «Когда приезжаешь в какой-то город, стараешься уловить его характер, его настроение. Здесь важно, что у каждого свой колорит – какие-то города более динамичные, какие-то более провинциальные, с тихой жизнью, и я стараюсь все это показать», – поделилась автор.

Вологжане немного с другого ракурса увидят и свой родной город. В Вологду Любовь Борисова приезжает к коллегам и друзьям для творческого общения – в том числе и на пленэры. В вологодской серии узнаваемы музей «Семенково», колокольня Софийского собора, старый рынок. В работах, сделанных на пленэрах по области, запечатлен праздник в Устье, летнее утро в Устюжне. Интересна серия работ, посвященных Санкт-Петербургу, где Любовь отразила страницы истории города, как например, в работе «Тревожное небо над Ленинградом».

Одним из самых запомнившихся для художника пленэров стала поездка в Елец, куда Любовь пригласили зимой. При минусовых температурах рисовать акварелью на улице практически невозможно и акварелисты, как правило, в такую погоду на пленэр не выходят. Но Любовь Борисова решила принять этот вызов и справилась, а доказательство этому – представленный на выставке этюд «Дом Бунина в Ельце». Впервые на этом пленэре она писала при минус 11 градусах, а помог ей в этом термос с соленой горячей водой. Работа написана за 40 минут, причем Любовь вдобавок ко всему еще забыла свои перчатки, и один из коллег поделился с ней большими мужскими рукавицами. Но несмотря на трудности, этюд удался.

На выставке представлена и индустриальная серия работ. Благодаря Всероссийскому фестивалю «Время, вперед» художники смогли побывать на одном из череповецких заводов. И здесь Любовь Борисова рассмотрела свою романтику, отразив в акварели красоту токарного станка и труд рабочего. Даже в такой непростой теме она обращает внимание, что за всеми сложными механизмами стоит человек. Работы Любови Борисовой «На Северстали» и «На производстве» в 2023 и 2024 годах в рамках фестиваля «Время, вперед!» показали в Новой Третьяковке в Москве на выставке «Искусство труда».

Еще одна из тем выставки – флористические натюрморты, выписанные по классическим канонам. Как отметила куратор выставки Юлия Синицына, выстраивая экспозицию они постаралась подчеркнуть каждую тематическую серию работ цветочным натюрмортом. Здесь и «Пылающие факелы соцветий», и «Гладиолусы», и «Настурции», и «Ирисы» – причем героями ее натюрмортов становятся цветы, выращенные мамой Любови на даче. Порой художник пишет их прямо с грядки.

Как признается Любовь Борисова, в ее дальнейших планах – больше работать в мастерской над сюжетными историями. Пока в ее творческом багаже нет портретов, но художник уже думает и над этим жанром.

Источник информации и фото с сайта: cultinfo.ru