Ежегодно 26 июля в нашей стране отмечается День парашютиста – неофициальный праздник отечественных профессионалов и любителей парашютного спорта. 2025 год для парашютистов юбилейный. 95 лет назад 26-29 июля 1930 года на аэродроме под Воронежем под руководством пионера советского парашютизма комбрига ВВС РККА Леонида Минова состоялись специальные сборы первых советских парашютистов, во время которых они впервые в стране совершили серию тренировочных прыжков с самолета. Это событие послужило импульсом для развития парашютного дела в Советском Союзе.
С начала 1930-х годов развитием парашютизма в стране при активном содействии комсомола занималось Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим или ОАХ). Основными задачами Общества было укрепление обороноспособности страны, развитие авиационно-химической промышленности, пропаганда и распространение военно-технических, авиационных знаний, что имело важнейшее значение для военно-патриотического воспитания населения.
Постановление ЦК ВЛКСМ от 2 июня 1933 года о подготовке к Всесоюзному дню авиации содержало указание о постройке в каждом городе в парках культуры и отдыха как минимум одной парашютной вышки. К концу 1930-х годов эти сооружения появились практически во всех значимых городах Союза. Считалось, что их главное назначение – «…тренировка правильного приземления при прыжках с парашютом, проходящих первую ступень обучения к прыжкам с самолета», при этом развиваются «военные качества бойца: смелость, уверенность и навык уверенности в действии».
В Череповецком центре хранения документации в фондах № Р-349 «Череповецкий городской и районные Советы Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (Осоавиахим)», № Р-450 «Череповецкая городская строительная контора», № Р-363 «Редакция газеты Коммунист управления издательств, полиграфии и книжной торговли Вологодского облисполкома» сохранился небольшой комплекс документов, рассказывающих об истории парашютной вышки в Череповце.
«В повестку дня» строительство парашютной вышки в городе было поставлено в 1934 году. 12 июня 1934 г. корреспондент газеты «Коммунист» под псевдонимом Аве писал о важности и значимости постройки в городе парашютной вышки с целью подготовки новых кадров для авиации: «Этим вопросом должен заняться райсовет Осоавиахима при содействии начальника аэропорта т. Николаева. Нужно построить парашютную вышку и под руководством летного состава аэропорта обучать желающих, особенно молодежь, прыжкам с парашютом».
14 сентября 1934 г. на заседании президиума Череповецкого горсовета было определено место для строительства вышки между стадионом «Динамо» и Садом культуры и отдыха. Завершить работы предполагалось в рекордно короткие сроки – к 7 ноября 1934 года, к празднику Великого Октября. Была составлена смета в 52 012 рублей на строительство парашютной вышки системы П. И. Гроховского, в начале 1930-х годов получившей широкое распространение в СССР.
Одновременно началась кампания по сбору средств от городских и районных организаций. Работники предприятий, отдельные граждане отчисляли однодневный или полудневный заработок, а также 1-2% от месячной зарплаты на специальный счет в госбанке, предназначенный для строительства вышки. Так, сотрудники Череповецкой межрайонной больницы перевели в фонд 251 руб. 40 коп., совпартшколы – 307 руб. 20 коп., фабрики обуви – 113 руб. 46 коп., артели «Металлист» – 272 руб. 16 коп. На 1 января 1935 года было собрано 3671 руб. 55 коп.
Эта сумма для сооружения вышки была ничтожно малой и уже в январе 1935 года райсовет Осоавиахима ходатайствовал перед горсоветом об использовании под парашютную вышку колокольни Благовещенского собора (это была распространенная практика в нашей стране, под вышки приспосабливались любые подходящие высотные конструкции). Разработка чертежа и проекта переустройства колокольни проходила под руководством архитектора Генриха Шапиро и городского инженера Григория Тихомирова. Высота колокольни была всего 20 м, предполагалось увеличить её за счет надстройки пятнадцатиметровой башни. Однако президиум горсовета признал выбор места неудачным, так как сооружение вышки на колокольне вызвало бы значительные расходы. К тому же площадь, где располагался собор с колокольней, была недостаточно большой для нормальной работы парашютной вышки, а её расширение нарушило бы транспортное и пешеходное движение.
В 1930-х годах проводилась работа по расширению и благоустройству Сада культуры и отдыха, в связи с этим городскими властями было принято решение построить вышку на территории, присоединенной к саду при его расширении. Колокольня Благовещенского собора подлежала разбору и продаже на строительные материалы. Деньги, вырученные от продажи, предназначались для строительства вышки.
Исходя из сохранившихся документов (статьи из газеты «На страже» № 114 от 12 ноября 1934 г., фотографий, ведомости от сдачи работ), можно предположить, что в основу нового строительства был положен проект парашютной вышки инженера Максимова, который отличался устойчивой четырехгранной конструкцией, не требующей большого основания. Кроме того, сооружение было полностью деревянным, что значительно удешевляло стоимость и ускоряло темпы строительства. Прыжок с такой парашютной вышки был максимально приближен к прыжку с самолета.
Несмотря на значительные преимущества данного проекта, строительство парашютной вышки затянулось ещё на полтора года. Газета «Коммунист» регулярно освещала ход работ. В июне 1936 г. автор статьи Ю. Ров «Ускорить строительство парашютной вышки» отмечал, что остов вышки готов вчерне и поставлен в вертикальное положение, бревен достаточно, есть рабочая сила – 10 плотников, но, несмотря на это, строительство идет крайне медленно. Нет подсобных приспособлений – лебедок, канатов, подрядные организации не выполняют заказы на изготовление досок, болтов, медленно подвозят камень для фундамента, ещё не доставлено металлическое оборудование из Ленинграда.
Сооружением парашютной вышки занималась городская строительная контора. На 1 января 1937 г. в ведомости по результатам сдачи работ по строительству парашютной вышки значится фактически затраченной сумма 13510 руб. 42 копейки.
Парашютная вышка, построенная в Череповце, представляла собой бревенчатую четырехгранную башню, состоящую из 9 ярусов, которые были соединены между собой внутренними лестницами. Площадка последнего яруса, с которой происходили прыжки, имела восьмиугольную форму. Наверху крепилась горизонтальная консоль, вдоль которой проходил трос, одним концом прикрепленный к раскрытому парашюту, другим – к специальному грузу-противовесу. Для совершения прыжка нужно было подняться на верхний ярус, надеть подвесную систему и спуститься вниз на парашюте.
Открытие парашютной вышки в Череповце состоялось 25 июля 1937 г. Газета «Коммунист» так описывала события этого дня: «…Первыми совершили прыжки монтажники вышки и работники райсовета Осоавиахима. Нашлось немало желающих прыгнуть с парашютом и из публики. Прыгают учащиеся Куровская Н., Глызина О., Коквин В. и др.
– Немножко жутковато в момент отрыва от вышки, – рассказывают они, – но, когда парашют плавно приближается к земле, хочется, чтобы полет продолжался, так хорошо и приятно.
Парашютная вышка аэроклубного типа. Общая высота её – 40 метров. На вышке будут производится регулярные практические занятия для подготовки парашютистов и тренировки летчиков авиалиний. Кроме того, вышка будет обслуживать и просто желающих совершить прыжки. В день открытия совершили прыжки свыше 30 человек».
После открытия вышки жители города ежедневно совершали прыжки с парашютом, в выходные дни организовывали коллективные походы. Так, в День авиации, 18 августа 1937 г., 100 человек рабочих и служащих завода «Красная звезда» совершили прыжки с парашютом. Только в течение первых полутора месяцев было произведено около 1,5 тысяч прыжков. Прыжки с парашютной вышки наряду с показательными полетами самолетов и выступлениями планеристов стали неотъемлемой частью празднования Дня авиации (18 августа). В отчете об оборонной работе Череповецкого районного совета Осоавиахима за 1938 год значится, что с парашютной вышки совершено всего 1408 прыжков. Однако такой подъем, по-видимому, быстро пошел на спад, уже в 1939 году в газете «Коммунист» встречаем упоминание о том, что вышка бездействует.
Сведений об эксплуатации парашютной вышки в годы Великой Отечественной войны и в последующий период в документах центра нет. Сохранилась только смета на её ремонт за 1945 год на сумму 11885 руб. Согласно смете, требовалось заменить сгнившие столбы, настилы, лестницы, изготовить трубы в месте прохождения каната, произвести натягивание и установку каната. В отчете Осоавиахима по военному обучению за февраль 1945 – январь 1946 года упоминается о том, что ремонт вышки выполнен на 20%. Немецкий военнопленный Герберт Тисс, который в 1945-1946, 1949 годах находился в череповецких лагерях для военнопленных, в своих воспоминаниях отмечал, что в парке отдыха находилась высокая стальная вышка для прыжков с парашютом, подобные которой он видел на юге Франции.
В послевоенное время начинается качественно новый этап в развитии Череповца, связанный со строительством Череповецкого металлургического завода. В 1950 году был утвержден новый генеральный план города, согласно которому сад культуры и отдыха, получивший в феврале 1948 г. статус городского парка, подлежал реконструкции. Сведений о парашютной вышке в этих документах не обнаружено. В 1948 г. началась реорганизация Осоавиахима, проходившая в несколько этапов и завершившаяся в 1951 году созданием ДОСААФа (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту СССР). Документы о деятельности местных организаций ДОСААФа в фондах Череповецкого центра хранения документации не отложились. Вероятнее всего, в ходе реконструкции парка культуры и отдыха в 1950-е годы парашютная вышка была снесена.
Информация и фото с сайта: cultinfo.ru